Демонический выбор Галичины. Ведь это временно, доктор? » E-news.su
ЧАТ

Демонический выбор Галичины. Ведь это временно, доктор?

13:38 / 23.01.2014
1 921
0
На прошлой неделе на передовице «Украинской правды» появилось новое интервью Ирины Фарион. По всей видимости, в «Свободе» решили подправить имидж своей «орлицы» после прошлогоднего конфуза с членством в КПСС, из-за которого ей на какое-то время пришлось залечь на дно. Предположение о рекламном характере интервью подтверджает его совершенно апологетическое вступление. Описывая свою собеседницу, журналистка как бы невзначай сообщает читателю, что Фарион а) не привыкла приспосабливаться к обстоятельствам; б) на скандалы реагирует спокойно; в) ходит «в народ», и народ её любит; г) несмотря на негативные отзывы, всё она делает правильно; д) и после интервью пойдёт в библиотеку, работать над докторской диссертацией. В общем, принципиальная, стойкая и умная женщина с большой буквы Ж… Да, насчёт тонкой работы здесь явно не заморачивались – реклама получилась топорная, бьющая в глаза и в мозг. Но оставим это на совести политтехнологов и перейдём к более важной теме

Демонический выбор Галичины. Ведь это временно, доктор?


В очередной раз пережёвывать общеизвестные факты биографии и политической деятельности Фарион нужды нет. Об этом написано предостаточно. Много написано и о свободовском национализме. Но всё это – частные и, в общем-то, мелкие вопросы, потому что личины и политическая фразеология меняются согласно коньюнктуре. В этом смысле Фарион – лишь мелкий и малозначимый персонаж, масштаб которого искажён увеличительным стеклом СМИ. Важно другое. Такие персонажи представляют определённый тип мышления и мироощущения. И степень их популярности в обществе соответствует тому, насколько такое мироощущение распространено в народе. Поэтому мы попробуем выудить из данного интервью всё то, что позволяет реконструировать мышление Фарион-стайл и сделать определённые выводы. Первым делом, Фарион пустилась в размышления об… индивидуализме. По её мнению, украинец на протяжении всей своей истории страдает от нехватки этого качества: «Вместо того, чтобы утверждать: я – индивидуалист, я – яркий, я – неповторимый! Нет, он всё время под кого-то приспосабливается, ему всё время нужно в какие-то союзы. Как говорил Сальвадор Дали, единственная философия, которая спасёт этот мир, - это философия индивидуализма». И далее: «Я человек довольно замкнутый и индивидуалистический». На первый взгляд, это весьма странные заявления для националистки. Ведь национализм – это коллективистская идеология, где во главу угла поставлены интересы нации, а не отдельного человека

Однако противоречия здесь нет, и в своём индивидуализме Фарион весьма последовательна. В каком-то смысле она представляет индивидуализм, доведённый до крайней степени. Вся её деятельность – это демонстрация того, что считаться с окружающими она не намерена. Разве что с теми, кто соответствует её личным представлениям о правильном порядке вещей. Если вам повезло понравиться Фарион, вы – настоящий украинец, хороший человек. Если же нет, то - увы! Вы плебей, гиена, манкурт, враг, чужак – таких словечек у Фарион припасено во множестве. В конечном итоге, такой индивидуализм вполне сочетается с тоталитарным мышлением и политической практикой, когда различия не имеют права на существование и должны быть стёрты. «Меня интересуют мои ценности и мой политический интерес», - утверждает Фарион. И с этим трудно не согласиться: только с таким взглядом на мир можно было прийти в детский сад и рассказывать детям, что родители дали им неправильные имена. Только с таким мышлением можно писать: «Вы не остановите наших планов бандеризации Украины… Рекомендую работать над своим внутренним миром». Читаешь такое и не сомневаешься: им только дай, они и в душу, и в мозг, и, пардон, в трусы залезут с инспекцией. В глазах тоталитарно мыслящих людей отличия – это всегда отклонения. Недаром в своём интервью Фарион (уже не в первый раз!) обращается к образу врача и больного.

Но как связать этот фанатизм с компартийным прошлым Фарион? Неужто эта женщина, буквально одержимая идеей, просто врёт и играет выгодную роль перед избирателями? Нет, это вовсе необязательно. Скорее даже наоборот, Фарион совершенно искренне и свято верит в то, что говорит и делает. Ещё в середине прошлого века в психологии сформировалось представление об авторитарном типе личности. Не углубляясь в дебри теории, скажем: такая личность жаждет как подчинять, так и подчиняться, словно бы «растворяясь» во внешнем авторитете вождя, государства, божества, идеи. Не зря ведь Фарион так страстно увлечена личностью Бандеры. Живи она в прошлую эпоху, место Бандеры легко бы занял Сталин. И дело тут вовсе не в идеологической всеядности и приспособленчестве. Для авторитарной личности не так важно, перед кем (чем) преклоняться и во имя кого (чего) преклонять других. Главное – преклоняться и преклонять. Быть пламенной коммунисткой не получилось: СССР рухнул, и от всесильной компартии осталась лишь карикатура в виде КПУ (или КПРФ). И тут очень вовремя появилась «Свобода», тогда носившая название СНПУ – маленькая, но выраженно вождистская партия, взявшая на вооружение тоталитарную риторику ОУН. Они были просто обречены на союз… «А меня мама сделала такой», - «отрубает» Фарион в своём интервью. И в это верится. Постоянные апелляции к иррациональности (ценностям, абстрактным идеям), перехлёстывающая через край эмоциональность выступлений – всё это говорит о том, что Фарион скорее движут внутренние порывы, чем холодный прагматический расчёт. И именно благодаря этому она (и её партия) сумели добиться кое-какого политического успеха, не располагая ничем, кроме имиджа и риторики

Общественное сознание – мощная штука, но общественное подсознательное – куда мощнее. Мы знаем, что восхождение «Свободы» и лично Фарион ко власти началось в Галичине. Именно там «Свобода» стала сначала местной властью, а оттуда «впрыгнула» в парламент. Да, в какой-то степени галичане голосовали за тягнибоковцев «от противного», устав от беспомощности БЮТа, «Фронта змін» и прочих «оранжевых» партий. Но свою роль сыграла всё та же социальная психология. После разгромного поражения «своего» Ющенко и победы «чуждого» Януковича на президентских выборах 2010-го, галичане почувствовали себя незащищёнными. Поэтому их симпатии и перекочевали к «Свободе», эксплуатирующей образ партии-защитницы украинцев. Нарочито радикальная риторика, обычно отпугивающая обывателей, пришлась здесь весьма кстати: не имея доступа к реальной власти в течение долгих лет, «Свобода» занималась исключительно собственным имиджем и сильно в этом преуспела. Они настойчиво твердили то, что соответствовало сознательным или неосознанным чаяниям галичан. Отсюда и популярность Фарион. Тех, кто не вписывается в её идеологические координаты, она отталкивает. Она – источник угрозы, раздражения, нечто крайне враждебное и агрессивное. Но для тех, кого Фарион записала в «своих», «правильных», «настоящих», её риторика звучит совсем иначе. Для них Фарион – защитница, радикальная в своём стремлении оберегать украинцев от всех реальных и мнимых напастей. Здесь авторитарный стиль Фарион гармонично сочетается с авторитарными чаяниями растерянного обывателя, который не прочь подчиниться ей в обмен на чувство безопасности. «Свобода» обещала защиту, и галичане вняли, с разбежечкой забросив её аж в парламент

Правда, это вовсе не означает, что галичане – это сплошь клоны Фарион и Михальчишина (точно такого же иррационально ориентированного и авторитарного деятеля). В дебрях человеческой психологии прячутся самые разные «демоны», о которых мы даже можем не подозревать. Яркий вплоть до пошлости пример: немцы ведь тоже когда-то проголосовали за Гитлера с его вульгарным популизмом и патологической ксенофобией. Да-да, это были те самые немцы – образованный, культурный народ, давший миру целую плеяду выдающихся учёных и деятелей искусства. Вдумайтесь: в мире существует лишь две (!) классических философских системы: древнегреческая и немецкая. Сегодня немцы – снова один из передовых народов мира. Но в какой-то момент случилось помутнение немецкого рассудка, давшее миру нацизм. Дело в том, что рациональное мышление (и даже обыденное здравомыслие) не всегда способно удержать в узде подсознательные силы. Особенно, если речь идёт о массовых явлениях (выборы, публичные акции, общественные движения), ведь эффект массовости усиливает эмоции и ослабляет разум. Социальные потрясения и экономические кризисы только увеличивают угрозу срыва. И то, что жители поликультурного (!), просвещённого (!!) и в повседневной жизни толерантного (!!!) Львова подарили депутатские мандаты Фарион и её однопартийцам – это не что иное, как всплеск подсознательных сил, возобладавших над рассудком

Да, Фарион въехала в парламент на колеснице, запряжённой демонами галицкого подсознания. Но не стоит злорадствовать: свои «демоны» есть у людей в любом регионе Украины или любой другой стране. И при определённом стечении обстоятельств они тоже могут вырваться наружу – с точно такими же некрасивыми или даже опасными последствиями. И для этого вовсе не обязательна националистическая риторика – авторитаризм способен принимать самые разные личины: хоть коммунистическую, хоть либеральную. Но всё не так уж мрачно. Общественное помешательство не может быть вечным – рано или поздно оно заканчивается отрезвлением – пусть даже тяжёлым и болезненным. И Галичина здесь – не исключение. А остальным же следует лучше следить за собой, чтобы в нынешние политические бури не посрывали и наши «крыши».

Максим Вихров
My Webpage

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.