«Захар Иваныч» челябинской сборки » E-news.su
ЧАТ

«Захар Иваныч» челябинской сборки

12:49 / 08.07.2019
565
0
75 лет назад выпущены первые грузовики Уральского автозавода


Скромных тружеников войны – обычные грузовики, доставлявшие на передовую и аэродромы боеприпасы, горючее, продовольствие, все, без чего невозможно побеждать врага, – вспоминают редко. Они вознесены на пьедесталы лишь в нескольких городах.

Вдобавок, если грузовикам и воздается должное, как правило, говорят об американских «Студебекерах», словно только они и колесили по фронтовым дорогам. Как будто в помине не было, например, ЗИС-5 – легендарных советских трехтонок.

Первый экземпляр этого автомобиля сошел с конвейера Завода имени Сталина в Москве еще в октябре 1933 года. ЗИС-5 оказался весьма надежным и вместе с тем конструктивно простым грузовиком. Среди шоферов даже ходила шутка, что одним ключом на 17 можно разобрать половину «Захара Иваныча». Однако водители не забывали отмечать многие положительные качества машины.

С началом Великой Отечественной выпуск ЗИС-5 постоянно наращивался. Если в первый месяц войны собирали всего шесть-семь автомобилей в день, то через некоторое время – уже десятки и сотни.

Грузовик отлично зарекомендовал себя на бездорожье и быстро завоевал репутацию неприхотливой рабочей лошадки. Как правило, взваливали на нее четыре-пять тонн, даже несмотря на расчетный показатель. При этом машина шла спокойно, без надрыва.

15 октября 1941 года в связи с приближением гитлеровцев к Москве началась эвакуация Завода имени Сталина. Производство ЗИС-5 возобновилось первоначально в Ульяновске, правда, в упрощенном виде.

Так, для изготовления кабины использовались дерево и фанера, крылья гнули из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Та же судьба постигла правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного.

Данная модификация получила название ЗИС-5В, причем она сохранила основные характеристики образца мирного времени.

8 июля 1944 года в Миассе Челябинской области с конвейера предприятия, ранее принадлежавшего Наркомату боеприпасов, затем с ноября 1941-го переквалифицировавшегося на сборку двигателей и коробок передач для ЗИС-5, сошли и сами грузовики, естественно, военного обличья.

То есть 75 лет назад выдал первую продукцию Уральский автозавод, ныне известный всему миру благодаря мощным, почти не знающим на пути преград «Уралам».

Вадим Кулинченко, Александр Уткин

Новостной сайт E-News.su | E-News.pro. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (не выделяйте 1 знак)

Не забудь поделиться ссылкой


http://xa-xa.su
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.